Пластичные смазки, как правило, изготовлены путем загущения базового масла различными типами загустителей. Для придания смазкам необходимых функциональных свойств в них добавляют те или иные присадки и/или наполнители. Таким образом, Состав смазки = базовое масло (70-90%) + Загустители + Присадки.
Типы загустителей
- Соли высших карбоновых кислот. В зависимости от катиона их разделяют на литиевые, кальцивые, алюминиевые, натриевые и др.
- Комплексные на основе солей разных кислот одного катиона (например, литиевый комплекс).
- Неорганический загуститель (например, бентонитовая глина).
- Синтетический загуститель (например, политетрафторэтилен).
Базовое масло
В качестве базового может использоваться как минеральное, так и синтетическое масло. Базовое масло в совокупности с загустителями определяют пластические свойства смазки.
Присадки
В пластичные, так же как и в жидкие смазочные материалы, присадки добавляются для придания им заданных свойств. Кроме присадок, характерных для масел, в пластичную смазку могут добавляться твердые добавки, такие, как дисульфид молибдена (MoS2) и графит.
Консистенция
Консистенция - условная мера механической прочности, которая выражается в номерах или степенях консистенции 000 до 6, определяемой по системе NLGI (National Lubricating Grease Institute - Национальный институт смазочных материалов) и выражаемой в числах пенетрации. Чем выше номер, тем гуще смазка. Для измерения пенетрации используется специальный конус, которой погружается в смазку под действием своего веса в течение 5 секунд при температуре +25°C. Глубина погружения конуса измеряется, и по результатам измерения определяется показатель пенетрации.
Класс NLGI | Пенетрация | Консистенция | Область применения |
---|---|---|---|
000 | 445-475 | очень жидкая | закрытые зубчатые передачи |
00 | 400-430 | жидкая | закрытые зубчатые передачи |
0 | 355-385 | полужидкая | центральные смазочные системы |
1 | 310-340 | очень мягкая | центральные смазочные системы |
2 | 265-295 | мягкая | шариковые/роликовые подшипники |
3 | 220-250 | полутвердая | высокоскоростные подшипники |
4 | 175-205 | твердая | высокоскоростные подшипники |
5 | 130-160 | очень твердая | открытые зубчатые передачи |
6 | 85-115 | особо твердая | открытые зубчатые передачи |
Температура каплепадения
Температура, при которой смазка из квазитвердого (пластичного) состояния переходит в жидкое и появляется первая капля из отверстия при стандартных условиях испытания.
Смазочные свойства
Смазывающие свойства пластичной смазки и ее способность нести нагрузку зависят как от вязкости базового масла, так и от поведения загустителей в предельных условиях смазывания и их совместной способности образовывать масляную пленку. Противоизносные и противозадирные качества смазки определяют на основании испытаний на специальном стендовом оборудовании (SKF R2F, Timken EP, Almen EP и др.).
Предел возможности запрессовки
Возможность запрессовки смазки под давлением в трущуюся пару является одним из важнейших показателей качества смазки применительно к использованию в конструкциях с централизованной системы смазки, особенно в условиях холодного климата. Фирма Safematic разработала метод испытаний смазок на данный показатель, при котором фиксируется нижняя рабочая температура. Safematic регулярно обновляет и публикует результаты своих исследований.
Защитные свойства
Защитные свойства по SKF Emcor определяются как степень повреждения коррозией подшипника, покрытого смазкой, в присутствии воды.
Водостойкость
Характеризует способность смазки сохраняться в подшипнике под воздействием водной струи. Определяется количеством вымытой смазки (впроцентах от исходной).